Геннадий Григорьев: «Происходящее сейчас — крах невыборной системы управления муниципалитетом»

tarlakovsky31.08.2012 в 23:07
Три вопроса для известного нижегородского политического обозревателя

–К чему вдруг восстановление выборности мэров, Геннадий?

— Давайте для начала определимся с терминами. По мне, так мы имеем дело не столько с возвратом выборов, сколько с аморфными декларациями на сей счет. Очевидно, что этот якобы возврат к выборам мэров и к фильтрованным выборам губернаторов — отрыжка Болотной, которой власть всерьез тогда испугалась. Сейчас же эта кампания по «демократизации» явно сворачивается.

Достаточно посмотреть на то, что происходит в Дзержинске, сохранившем всенародный способ избрания мэра в 2010-м, в самый разгар воцарения в регионе антивыборной модели. А сегодня в Дзержинске депутатское лобби, ведомое главой тамошней фракции «Единой России» Валерием Артамоновым, вот уже почти полгода пытается своим решением не только отправить в отставку избранного горожанами мэра Виктора Сопина, но и отменить прямые выборы главы города. Притом, что замеры «Открытой социологии» упрямо фиксируют: рейтинг доверия Сопина превышает 60%. Тем не менее, в ближайшие дни Гордума рассмотрит поправки в Устав, открывающие двери пресловутым понятиям «сити-менеджер» и «Глава города».

А ведь ни для кого не секрет, что эти властные «экипажи-двойки», в добровольно-принудительном порядке заменившие собой пару лет назад мэров/глав районов, понадобились тем же губернаторам лишь для того, чтобы «отвертикалить» под себя местное самоуправление.

Что до эффективности управления собственно муниципалитетами, то двоевластие, лежащее в основе нового властного механизма, почти повсеместно добавило неразберихи.

Доказательством тому — недавнее признание полпреда Михаила Бабича. Михаил Викторович заявил о необходимости вернуться к прямым выборам мэров, подчеркнув, что практически нигде двуглавая система — сити-менеджер и глава города (спикер гордумы)— себя не оправдывает.

В Нижнем Новгороде за примерами такой неэффективности далеко ходить не надо. Мы сталкиваемся с демонстрацией полной управленческой импотенции муниципального властного «тандема». Согласитесь, в последние два года областной центр стал производить удручающее впечатление. Нижний стал городом, малопригодным для человеческой жизни.

Скажем, был у нас бизнесмен Олег Сорокин, который занимался и занимается застройкой, с непонятно откуда взявшимися капиталами — а впрочем, многие догадываются, откуда эти «дровишки». Достаточно вспомнить нашумевшее уголовное дело о полумиллиардных хищениях в областном Дорожном фонде. А сейчас наш «Главгор» вполне себе эффективно патронирует бизнес своих компаний, которые раз за разом получают за бесценок огромные куски земли, устраняя конкурентов угрозой «кистеня власти».

Если верить «Независимой газете», сорокинский «Старт-Строй», получивший в результате инициированного главой города Сорокиным передела земель совхоза «Цветы» более двух десятков гектаров, «обнес» нижегородский бюджет на сумму более миллиарда рублей.

СМИ пестрят сообщениями о кипрских оффшорах, со странной легкостью побеждающих практически на всех значимых торгах за крупные земельные участки и госконтракты. И про то, что такие оффшоры, как «Регионинвест 52» могут быть прямо аффилированы с господином Сорокиным.

Сити-менеджер Кондрашов также продолжает развивать свой излюбленный ресторанный бизнес. Впрочем, городские чиновники не сильно заботятся о своем рейтинге среди нижегородцев. Что, в общем, логично, ибо население не в состоянии влиять на их властное будущее. И это, пожалуй, самая главная причина ущербности невыборной схемы появления властителей у руля муниципалитетов.

Принцип пусть минимальной, но личной ответственности перед жителями сколько-нибудь эффективно работал и при Вадиме Булавинове при всех его грешках, и при Иване Петровиче Склярове, и при Юрии Исааковиче Лебедеве, при всех к нему вопросах. Когда они знали, что вполне могут оказаться не переизбранными. То, что происходит сейчас, — полный крах невыборной системы, которая в свое время была заявлена в качестве федерального тренда. Сейчас тренд вроде бы сменился, осталось увидеть реальные подвижки в виде хотя бы отчасти свободных прямых выборов.

— На ваш взгляд, возможно разгорание конфликта среди нижегородского тандема?

— Как там говорил генерал Лебедь, «кулику с медведем в одной берлоге тесно»? Безусловно, налицо конфликт интересов. Более того, хотя они с грехом пополам разделили полномочия, но в этой схеме даже не мина заложена, а буквально перетянуты растяжки с гранатами.

Сорокин — человек крайне честолюбивый. Его назвали главой города, несмотря на то, что он, по факту, спикер Гордумы. Соответственно, он старается ухватить полномочия городского главы. Вроде как, он опосредованно, но выбран — депутатами. Сити-менеджер как структурная единица у нас нелегитимен даже в косвенных раскладах. Соответственно, никто из них — ни Сорокин, ни Кондрашов — не понимают, где границы их полномочий. И конфликт, само собой, зреет. Сейчас их усмиряет губернатор, который явно попросил их быть, так сказать, поаккуратнее. Но думаю, стоит ситуации детерминироваться, стоит чуть покачнуться хрупкой конструкции — начнется война, полетят клочки по закоулочкам.

— А как вам кажется, Сорокин будет бороться за губернаторское кресло?

— Он наверняка бы хотел. Если выборы хотя бы отчасти были как в допутинскую эпоху, то есть хотя бы чуть-чуть свободными, Сорокин бы принял участие в кампании. Но поскольку сейчас выборы проводятся и будут проводиться, несмотря на все эти громкие новые законы о выборности, под чутким федеральным кураторством, все потенциальные претенденты от «истэблишмента» обязаны будут подчиниться жестким приказам вышестоящих «режиссеров». Я думаю, Сорокин может появиться на псевдодемократических выборах только если сумеет получить (купить) «кандидатство» от партии власти в московском Кремле. Памятуя об истории двухлетней давности с внезапной рокировкой «Булавинов — Сорокин» и о продолжающейся отрицательной селекции в российской власти сверху донизу, перспектива сорокинского губернаторства не кажется лично мне такой уж призрачной.

Вообще же, если на губернаторских выборах 2015 года развернут традиционную фикцию — а мне кажется, будет именно так, — тогда предвыборная борьба будет попросту изображена.

Появится, например, Бочкарев, который «помаякует» с бабушками в очередной раз, раздаст им крупу. А Сорокин, не получивший федерального благословения, выдвигаться не будет. У него все-таки рыльце в пушку. Куча историй из его яркой биографии были и еще будут преданы огласке. И если он пойдет наперекор системе, которая его вскормила и поставила на эту должность, полагаю, его могут убрать с пьедестала раз в «надцать» веселее, чем Булавинова.

Потому что, в отличие от «скромняги» Вадима Евгеньевича, Олег Валентинович с размахом подошел к новой для себя сфере бизнеса — управлению муниципалитетом на благо собственной коммерции — что-то уж с чересчур грандиозным размахом.




Геннадий Григорьев: «Происходящее сейчас — крах невыборной системы управления муниципалитетом»


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).